В мы разбирались с требованиями к пятому поколению. Продолжаем цикл. Первый блин — F-117 Сразу предвижу возмущение авиаторов: а причём тут это чудо? Он ведь и не …, и даже вообще не … Но обойтись без него никак нельзя, а смысл многоточий раскроем ниже. Мы уже знаем, что этот аэроплан создан тупо по теории Уфимцева: весь из плоских поверхностей, которые отражают лучи локаторов куда угодно, только не обратно, а частично и поглощают их. Но раскудахтались по поводу его создания на весь мир так, что курица, снесшая яйцо, нервно курит в сторонке и в конце концов помирает от чёрной зависти. Это несмотря на то, что его внешний вид неизменно вызывал у авиаторов здоровый, жизнерадостный смех. Ну, конечно, кроме тех лётчиков, которым предстояло на нём впервые взлететь, им было не до смеха. Они сразу заявили: "Эта каракатица никогда не полетит". Они ошиблись, но зато положили начало множеству кличек, которым нарекли это аэродинамическое недоразумение: утюг, хромой гоблин, горбатый карлик и т.п. Фото warbirdphotos.net Но ведь авиаторов в мире не так уж и много, а у простых людей, да ещё и с помощью этого феерического пиара, его вид вызывал ассоциации с чем-то чуть ли не космическим или, по крайней мере, с фантастическими фильмами. Чем и воспользовался Голливуд. Кроме великого множества восторженных публикаций в мировой прессе, было снято как минимум семь "художественных" фильмов. Там этот аэроплан выдавался за само совершенство, за истребитель, обладатель которого может "владеть миром". Это "владеть миром" - вообще навязчивая идея у американцев. Хотя, даже если бы этот самолёт обладал всеми свойствами, которые придал ему тот фильм из жанра "антинаучная фантастика", овладеть с его помощью не то что миром, но и самой захудалой страной не получилось бы. Но осмеянное Задорновым "Вау", которое произнёс главный злодей, включив приборы, звучало очень убедительно :) Ну а теперь пришло время раскрыть многоточия: он ведь и не пятое поколение, и даже вообще не истребитель! Да, увы, нас в очередной раз обманули. F-117 — это дозвуковой ударный самолёт, не имеющий никакого отношения к истребителям вообще. Несмотря на "истребительную" литеру "F" в названии, которая означает Fighter, истребитель. Хотя ударные самолёты обозначаются литерой "A" - attack. Например, известный американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик обозначается F/A-18 Hornet. Подобный казус был и с бомбёром F-111, но тот хоть разрабатывался как истребитель-бомбардировщик, просто получился переразмеренным для истребителя. Единственное его достоинство — малозаметность. Так что летал он по ночам на бомбардировки, и не дай бог ему нарваться случайно на вражеский истребитель, даже самый древний: манёвренности нет, РЛС нет (всё во имя невидимости!), пушек нет, населена роботами удрать с дозвуковой скоростью невозможно. Почему по ночам? Так ведь в дневном небе его прекрасно видно глазами. Найт Хок прожил довольно долгую жизнь (свыше 23 лет) и участвовал в нескольких боевых действиях. В частности, в операции "Буря в стакане пустыне" против Ирака, и в войне против Югославии. Боевые вылеты тоже описывались в превосходных тонах, типа "они стреляют куда угодно, только не в нас". Первый конфуз случился в Югославии, когда F-117 был сбит при помощи древней С-125, а его обломки, упавшие на территории Югославии, продемонстрировали по ТВ. Крыть было нечем, но сознаваться тоже не хотелось, и американцы заявили, что он "упал сам". Типа, сломался. Но мы помним, что это стандартная "отмазка": позже, когда иракский крестьянин сбил "при помощи берданки" боевой вертолёт "Апач" в Ираке, отмазка была той же: упал сам. Справедливости ради отмечу, что это была не берданка, а винтовка чуть поновее: времён где-то Первой мировой войны. Хоть случай и анекдотичный, но винтовка эта была существенно мощнее современных автоматов, к примеру. Затем в той же Югославии ещё один F-117 был сбит истребителем МиГ-29, а ещё один — комплексом "Куб" 60-х годов разработки. То ли этот, то ли ещё один самолёт сумел дотянуть до аэродрома. Американцы яростно отрицали эти потери, и только недавно, когда актуальность F-117 упала до нуля, мне попалась статья из американского источника, где подтверждаются три сбитых в Югославии (блин, не думал, что буду эти заметки писать и ссылка понадобится, не сохранил). В Ираке потерь якобы не было совсем, но украинского исследователя Константина Колонтаева, во время налёта на Багдад были потеряны целых 18 самолётов. Хотя источник и сомнительный: если из 20 вылетевших сбросило бомбы только два, то это не обязательно означает, что все остальные 18 сбиты, может просто повреждены или "сломались" :), но, полагаю, какие-то существенные потери наверняка были. И вот какой довод в пользу этого: эти самолёты как минимум, до 2018 года, но их быстренько сняли с вооружения, как только в войска стали поступать F-22 Raptor. Объяснялось это тем, что на закупку Рэпторов не хватало денег, поэтому решили снять Найтхоки с вооружения. Вы логику тут видите? Я вижу только один вариант: потери действительно были велики (3 + 18 + как минимум 6 небоевых потерь), а их всего-то было 45 штук. То бишь, надо было запускать в производство новые (и платить за них), а смысла уже не было. Такая вот сложная судьба первой невидимки. F-22 Raptor Фото militaryparitet.com Требования к новому истребителю ВВС США сформировали в 1981 году. Это малозаметность (разумеется, при нормальных формах, не таких "утюжных", как у Найт Хока), бесфорсажный сверхзвук, высокая манёвренность, хорошие взлётно-посадочные характеристики, простота наземного обслуживания, а также большая дальность полёта и стоимость (в тогдашних ценах)... угадайте, сколько? ...32 миллиона долларов. Подход к делу был серьёзный, с конкуренцией между фирмами. Фирма “Локхид-Мартин” совместно с фирмами “Боинг” и “Дженерал Дайнэмикс” получила заказ на проектирование и постройку прототипа F-22, а фирма “Нортроп” совместно с “Макдоннелл-Дуглас” — на прототип альтернативного истребителя F-23. В 1990 году оба прототипа были испытаны, и победил F-22, как более простой, дешёвый и с более высокими шансами практической реализуемости. Хотя, конечно, F-23 был гораздо интереснее... Фото nationalmuseum.af.mil Самолёт задумывался как многофункциональный тяжёлый истребитель-бомбардировщик. То бишь, действовать как против самолётов и крылатых ракет противника, так и по земле, морю, и т. д., и т. п. Пиар был хоть и не такой оголтелый, как в случае с F-117, но зато более убедительный. И хотя некоторые сведения вызывали веские сомнения, но ведь чем чёрт не шутит, вдруг получится? Перечислим лишь некоторые его возможности из старых (!) публикаций. А потом попробуем сравнить с реальностью. Оговорюсь, что в прессе всегда преувеличивают будущие достоинства новинки с целью "деньжат по-лёгкому срубить" из Конгресса, а заодно и вероятного противника попугать. Будем и на это поправку брать. Заодно будем брать поправку на то, что чего-то могло и не получиться, оказаться слишком дорогим или просто нецелесообразным. Бывает. Обратим внимание лишь на то, что современному многофункциональному истребителю совершенно необходимо или весьма желательно. Кстати, именно в те моменты, когда нужно выбить финансирование на новые проекты, в прессе США и появляются "пугающие" заголовки типа "Эти загадочные русские самолёты" и т. п. А когда нужно отчитаться о потраченных средствах, публикации резко меняются на победные, а технику вероятного противника пытаются смешать с грязью. Давно замеченный приём. Поэтому, если хотите относительно достоверно разобраться, "что почём", ищите независимые источники. Так вот, "Рэптор" (или "Лайтнинг-2", как его называли раньше) должен был обладать таким оборудованием: Многофункциональная РЛС APG-77 Способна работать как по воздуху, так и по земле, картографировать местность, работать только в режиме приёма (обеспечивая скрытность), с той же целью ощупывать пространство с переменной мощностью и частотой, уделяя больше внимания обнаруженным целям, и даже мощным острым лучом выводить из строя электронные сенсоры противника (впервые в мире такой режим был испытан на Красноярской РЛС, и озвучивались подозрения, что космический аппарат Фобос Грунт был выведен из строя подобным же образом). Эта же РЛС должна была обеспечивать режим полёта на малой высоте с огибанием рельефа местности (максимально прижиматься к земле и уметь огибать препятствия для пущей скрытности). Антенна — типа активная фазированная антенная решётка (АФАР), состоящая из почти 2000 активных элементов (по другим данным — 1200 элементов), часть из которых "видят" и сбоку, и сзади, сигнализируя о приближении ракет. Пассивная приемная система ALR-94 Что это такое? Мы уже знаем, что РЛС выдаёт невидимку с головой, и включать её надо только в случае крайней необходимости. А как самому не остаться слепым при этом? Можно, самому ничего не излучая, смотреть, что излучают другие. Для этого самолёт "утыкан" тремя десятками антенн (АФАР тоже сюда входит), информация с них передаётся в тот же комп, который управляет РЛС. Поймали какой-то сигнал, определили азимут, теперь можно туда послать одиночный лучик от РЛС и уточнить дальность. Авось, враг не заметит :) Впрочем, если этот враг — подобный же истребитель, мы выдадим себя с полной гарантией. Поэтому лётчик сам выбирает из трёх возможных режимов работы: пассивный, режим с низкой вероятностью перехвата, или активный, с полноценной работой РЛС. Кроме обычной радиосвязи, есть ещё и маломощная кодированная связь между самолётами, для обмена данными РЛС. Этакий аналог блютуза. Оружие Каждый из нас видел фото истребителей в полёте, ощерившихся ракетами как новогодняя ёлка игрушками. Но при таком раскладе о стелсовости можно забыть. А потому всё оружие надо прятать внутрь самолёта. Много ли туда поместится? Меньше, чем на внешние пилоны. Ведь если сделать такой отсек, чтоб можно было насовать столько же, то самолёт будет выглядеть как беременная слониха, а это неприемлемо, и не только из эстетических соображений. На Рэпторе планировали ставить (обратите внимание, в каких разнообразных режимах планировали использовать Рэптор) множество оружия. Встроенная 20-мм пушка М61А2 Vulcan c 480 патронами А ведь пушка — это оружие ближнего боя. Даже ракеты малой дальности бьют дальше. В режиме воздух-воздух: 6 управляемых ракет (УР) воздух-воздух средней дальности AIM-120C AMRAAM и 2 УР воздух-воздух малой дальности AIM-9 Sidewinder В режиме воздух-земля: 2 управляемые 450-кг бомбы GBU-32 JDAM, 6 AIM-120C, 2 AIM-9 В роли самолета завоевания превосходства в воздухе: 6 AIM-120C и 2 AIM-9. На 4 внешних узлах 4 AIM-120C и 2 подвесных топливных бака (ПТБ) по 2 тонны в каждом. В роли дальнего истребителя: 6 AIM-120C и 2 AIM-9. На 4 внешних узлах 8 AIM-120C и 4 ПТБ. Теперь, зная все варианты подвески, вспоминаем победные заявления, что один Рэптор, по результатам компьютерных боёв, может победить сколько-то там десятков любых вражеских истребителей, несмотря на то, что столько ракет он в принципе подвесить не может. Ну а с пушкой в ближнем бою... да даже пусть и с ракетами, но в ближнем, я ему не завидую даже против одного-единственного маленького МиГ-29... Вот влезают во внутренние отсеки 6 ракет средней дальности AIM-120C — вот столько самолётов в идеале (!) он и собьёт. Дальность их действия для последней модификации AIM-120D — до 180 км. К слову сказать, эту новейшую модификацию подвешивать на Рэптор пока нельзя, это будет возможно только после модернизации (уровень 3.2), которая ещё и не начиналась. А дальность AIM-120C - 120 км. Причём, чем больше дальность, тем меньше вероятность поражения. Это закон природы. Ну ещё 8 штук снаружи можно подвесить, но тогда стелсом он уже не будет, и воевать с другими придётся практически на равных. А пистолеты с бесконечным запасом патронов бывают только в компьютерных игрушках и в американском кино. И в серьёзных американских программах компьютерного моделирования :) Ракеты малой дальности Sidewinder особой роли не играют, их дальность — 18-20 км. *** Теперь перейдём к жестокой реальности. А она такова, что затраты стали безудержно расти. Средняя стоимость одной машины в ценах 1996 г. выросла с 32 до 72 млн долл., а к 2000 г., несмотря на все меры по сокращению стоимости, сумма возросла до 93 млн. долл. Потом озвучивалась цифра в 143 млн. долларов, а по данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 достигла 411,7
» » Просмотр
Южноамериканский бунт
ШОС и ситуация в Азии
Терроризм: факты и движущие силы
США: опыт строительства империи
Наука, техника, образование
Наследники СССР сегодня
Мировое правительство
Кавказ: зона нестабильности
История: факты и документы
Европейский Союз: тенденции
Демократия и удобные режимы
Африка как ничейные ресурсы
Армия, ВПК, спецслужбы
Истребители. Пятое поколение. США - ВОЙНА и МИР
Комментариев нет:
Отправить комментарий